Как правильно разместить иконы в доме



Содержание

Как правильно разместить иконы в доме

Как правильно разместить иконы в доме

Никогда не забуду, как моя бабушка, прежде чем начать трапезу, вставала и читала «Отче наш», глядя на образа, которые висели в углу над столом. Ей вторил дедушка, а мы, малые внуки, стояли и слушали, разинув рты. И только после последнего «аминь» все принимались за еду.

Трапеза всегда шла неторопливо, и никому из нас даже в голову не приходило ослушаться взрослых или шалить за столом. Обед был действом, благословленным свыше, подчиненным неписаным, но строгим законам, а наличие икон в доме для меня с той поры стало незыблемым правилом.

Традиция украшать жилище образами возвращается, только вот, как правильно разместить лики святых — знает не каждый. В этом нам поможет разобраться данная статья «как правильно разместить иконы в доме«.



Посредники чуда

Иконы всегда были в доме верующих. У семейного иконостаса молились о выздоровлении, образами благословляли молодых на совместную жизнь и провожали человека в последний путь. Раньше с помощью ликов святых даже дела государственные решались.

Так, в «Истории Российской иерархии» описан случай, когда великий князь Василий Темный под чудотворным образом Николая Гостунского обещал хану Улу Махмегу мир и ненападение. Но когда Темный нарушил этот договор, Улу Махмет обратился с жалобой на князя к самому поручителю.

«Человек святой и праведный, — сказал лику святителя Улу Махмет. — Ты был порукою и свидетелем нашего договора; видишь мою правду и неправду московского князя! Он первый напал на меня! Будь же мне заступником и помощником!» Хан пошел с малочисленным войском против московского многочисленного и одержал победу.

Икона, несомненно, помогает верующему пребывать в состоянии покоя, мира, душевного равновесия. Но — только помогает. Ибо чудотворные иконы являются таковыми потому, что человек верит в чудо. Однажды (по милости Господней или по заступничеству Пресвятой Богородицы) для неких конкретных людей эти образа стали знаками, носителями чуда, и православные запоминали это событие.

Если подобная ситуация возникала еще раз, люди опять обращались к лику святого, который «однажды уже сотворил чудо». При посредничестве этой иконы чудо повторялось вновь, но лишь в том случае, если люди в это верили и молились!

Если же поместить «сверхчудотворную» икону в доме, в котором супруги не любят друг друга, не почитают родителей, равнодушны к детям, если в этом доме царствуют блуд, пьянство, а имя Божие поминается в нецензурных выражениях, вряд ли атмосфера в жилище нормализуется.

Семья — маленькая церковь

Семью, построенную на духовности, любви и взаимопонимании, церковнослужители называют маленькой церковью. Поэтому в доме, как в небольшой проекции храма, должны быть иконы — для молитвы, размышления, утешения, благодарения. По традиции под семейный иконостас хозяева оборудовали дальний восточный угол жилища.

Это направление выбрано не зря: именно на восток ориентирован алтарь в церкви, с востока же явилась волхвам звезда, пророчествующая рождение Иисуса. Угол считается наиболее спокойной, защищенной частью пространства, ведь если иконы и лампады расположены на стене, их можно невольно задеть.

Угол с образами именовали красным, то есть красивым, хорошим, светлым. Наши предки проектировали дома строго по сторонам света, поэтому в старых хатах красный угол неизменно был самым дальним, в восточной стороне — он находился между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Эта часть дома всегда была самой освещенной, так как обе стены, образующие угол, имели окна.

Красный угол — самое важное и почетное место в доме. Согласно этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в него только по особому приглашению хозяев. В этом священном, молитвенном углу собирались дети и родители, чтобы без посторонних глаз обсудить проблемы, порадоваться новым свершениям, покаяться в грехах, попросить здоровья и покровительства у святых.

Иконы, как правило, размещались в киоте (специальном открытом шкафчике) или на полочке с лампадкой. Очень часто полочка была двухъярусной: внизу ставились новые иконы, а вверху — намоленные, старые, передававшиеся из поколения в поколение. Образа именно стояли, а не висели. Кроме икон в киоте хранились освященные в церкви предметы: верба, вода, пасхальное яйцо.

Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Там же лежало перышко для обметания икон, свечи, ладан, лампадное масло. В украинских семьях принято украшать иконы вышитым рушником, причем образа прикрывают сверху и по бокам, не закрывая лики святых.

Если по каким-то причинам невозможно выделить угол для молитвы и образов, можно установить иконы на полочку в книжном шкафу. Естественно, рядом не должно быть того, что мешает сосредоточиться: телевизора, картин, плакатов, светских книг, ярких календарей, масок и статуэток и статуэток. Бытовая техника и детективы принадлежат нашему времени, они сиюминутны и не соответствуют предназначению священных изображений. Поэтому объединять их в этой зоне не следует.

По такому же принципу можно обустроить красный угол в каждой комнате — ведь не оставишь же детскую без иконы; нужна она и в столовой, где собирается семья.

[message type=»info»]Если икона состарилась, потеряла первоначальный вид, отнесите ее в церковь, где ее сожгут в печи. Если такой возможности нет, икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено, например на кладбище или под деревом в саду.[/message]

Домашний иконостас

В домашнем иконостасе иконы располагайте подобно тому, как они стоят в иконостасе церковном. Композиционный и смысловой центр иконостаса — икона Спасителя (это может быть Спас Нерукотворный, Господь Пантократор), другие лики подчинены ей и не должны превосходить размерами.

Слева от образа Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем. Эти две иконы — обязательны для красного угла, над ними можно поместить изображение Троицы или Распятие. Остальные образа выбирайте самостоятельно.

Обычно в домашний иконостас ставят иконы святых, чьи имена носят члены семьи. Практически в каждом доме есть икона Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Из русских святых чаще всего в домашних иконостасах встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и Целителя Пантелеймона. Можете последовать традиции, но помните: дома должны быть только те иконы, которым молишься. Кроме того, размещайте полюбившиеся образа строго под иконами Спаса и Божией Матери.

Согласно богословским канонам, в детской комнате непременно должны быть иконы Иисуса Христа, Богородицы, Ангела Хранителя или святого, имя которого носит ребенок. В кабинете главы семьи естественно видеть иконы Спасителя, Пресвятой Девы Марии.

Если хозяин — военный, можно в красном углу его комнаты поставить икону Георгия Победоносца, а если врач — Апостола Луки или Святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), бизнесмен может иметь икону великомученика Иоанна Сочавского.

Спальне придаст уюта образ Пресвятой Богородицы с небольшой лампадкой, а в столовой разумно будет поместить икону Спасителя, поскольку основные молитвы — «Отче наш» или «Очи всех» перед едой и благодарственные после еды — обращены именно к Нему.

Категорически нельзя помещать икону там, где ей не будет оказываться поклонение. Так, не подобает ставить образа в ванных комнатах, и уж совсем богохульством будет помещение иконы в отхожих местах. Не следует размещать лики святых в комнатах и помещениях, где находятся неверующие люди, чтобы вместо ладана святой образ не окуривался табачным дымом, да еще, может быть, в обстановке сквернословия или разврата.

Уважаемые читатели блога Pererojdenie.info, а как вы размещаете иконы дома, оставляйте комментарии или отзывы. Кому то это очень пригодиться!



Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.