Церковные суеверия, в которые верит большинство христиан
Содержание
Церковь, еще со времен князя Владимира, ведет активную борьбу с суевериями. Это объясняется тем, что они искажают не только суть православной веры, но и всего христианского учения в целом. Церковные суеверия направлены на упрощение отношений человека с Богом, превращение их в банальное потребительство.
Свечи ставят правой рукой, не передают через левое плечо
В христианской традиции свеча – видимый знак веры, символ любви и жертвы, которую человек приносит Богу. Считается, что зажженную свечу следует ставить на подсвечник правой рукой, иначе жди несчастья. Также существует поверье, что нельзя передавать свечу во время службы через левое плечо. Дескать, ангел сидит на правом плече человека, а бес – на левом, если передать свечу через левое плечо, бес ее украдет. Эти «правила» не находят никакого подтверждения в уставах и традициях православной церкви.
Заблуждение связано с сакральным значением правой стороны в православной церкви: икону ставят в правый угол, крестятся справа налево, для рукопожатия подают правую руку, даже слова «праведник» и «правда» происходят от «правый».
Важно не то, какой рукой ставишь свечку или через какое плечо передаешь, а молитвенное состояние сердца. Концентрироваться нужно не на внешних действиях в храме, а на душе.
Делят иконы на «слабые» и «сильные»
Многие христиане верят, что если молишься «сильной» иконе, то молитва будет услышана и ты получишь то, о чем просишь. Считается, что икона, написанная красками на доске, обладает большей силой, чем образ святого, напечатанный на бумаге. Также люди верят, что у святых есть конкретные области, за которые они отвечают. Например, в просьбах о беременности и здоровье детей помогает Богородица, за благополучие в бизнесе и финансовых вопросах отвечает Николай Чудотворец, об успехах в учебе и на экзаменах просят у Святой Татьяны Римской.
Деление икон на «слабые» и «сильные» — распространенное заблуждение, противоречащее православной традиции, на котором, кстати, хорошо зарабатывают продавцы черного рынка христианских реликвий. Описание «сильная/чудотворная» значительно поднимает стоимость лота в цене. Однако, учение церкви не разделяет иконы по уровню силы, способу создания и «специализации». Главное в молитве не то, перед какой иконой стоять, а искренняя вера в Божью благодать и чистота сердца. Чудо совершает не икона, а Бог, отвечающий на молитвы.
Примета на Крещение
С таинством Крещения связаны приметы о здоровье и жизни младенца. Так, если шарик воска, в который закатали обрезки волос крещаемого, опустился на дно купели и не всплыл, ребенок будет болеть и, возможно, скоро умрет.
Это суеверие связано с сакральным значением волос. Древние верили, что в волосах заключены сила и здоровье человека. Состриженные прядки использовали в колдовских ритуалах и целительских заговорах. В ветхозаветной истории филистимляне смогли пленить Самсона только после того, как Далила остригла ему волосы. Отголоски веры в то, что в волосах человека сосредоточены энергия и сила, проявляются в обрядах добровольного пострижения, как символа послушания и жертвы Богу при посвящении в монахи.
Обряд пострижения при Крещении – символ жертвы, которую приносит младенец, входя в жизнь с Богом и освобождаясь от власти дьявола. Потонет ли при этом восковой шарик или всплывет – неважно. Температура воды, плотность и состав воска, размер шарика – показатели, которые влияют на процесс. Это не происки дьявола, а элементарные законы физики.
Стремление приступить к Чаше Причастия первому
Околоцерковные суеверия, связанные с таинством Причастия, отражают утилитарное отношение человека к Божьей благодати и магическое мышление. Так, распространено заблуждение, что, приступив к Чаше Причастия первым, получаешь больше благодати, мол, в первой ложке ее больше всего.
Некоторые христиане рвутся занять первое место в очереди к Причастию, чтобы улучшить здоровье, получить удачу в делах, повысить иммунитет и получить защиту от сглаза. Так они понимают причастие и благодать. Однако, Евхаристия (Причастие) – не действие, которое обещает исполнение желаний, а таинство единения с Богом, через принятие хлеба и вина – символов плоти и крови Христа. Так что, стоит ли человек первым к Причастию или последним, благодати не становится ни больше, ни меньше.
Венчание в церкви – как оберег семейного счастья
Список суеверий, связанных с церковным венчанием, насчитывает десятки пунктов, начиная с пуговиц на одежде брачующихся и заканчивая тональностью колокольного звона. Самым устойчивым является заблуждение, что венчание в церкви служит оберегом семейного счастья, своеобразным гарантом от Бога и священников на счастливый брак без развода.
У истоков этого суеверия стоит исторический опыт и культура брака в России. Священники регистрировали браки в приходских книгах, а получить развод было крайне сложно. Православным для этого требовалось специальное разрешение Святейшего Синода. Инициатор развода становился персоной нон-грата, так что немногие решались на бракоразводный процесс. История и культура формировали отношение к церковному браку, как к союзу двух людей, которые до конца жизни будут вместе. Это представление переросло в суеверие о церковном венчании.
Венчание в церкви не гарантирует семейного счастья и не является индикатором будущего благополучия семьи. Во время венчания священник испрашивает у Бога благодать на построение счастливой семьи и рождение детей. Сможет ли благодать проявиться в жизни семьи в полной мере, зависит от отношения друг к другу и к браку той пары, которая вступает в союз.
Не проходить сквозь церковные ворота
Еще одним предметом устойчивого суеверия в среде христиан являются церковные ворота. Считается, что ворота открывают путь мертвым, а живым следует входить в калитку. Мол, через ворота вносят покойников, а человек, который идет тем же путем, примеряет на себя дорогу мертвеца — вскоре его самого понесут через ворота на кладбище. По примете, дурной знак – войти в ворота, а вот выходить через ворота можно. Суеверные христиане настолько следуют этому заблуждению, что не только сами обходят ворота, но и одергивают других людей, которые хотят через них пройти.
В традициях православия нет правила, предостерегающего входить в церковные ворота. «Ворота – для покойников, калитка – для живых» — заблуждение, основанное на страхе смерти. Человек переживает подобный дискомфорт, когда входит в подъезд, из которого выносят покойника, или сталкивается с похоронной процессией.
Комментарии 0