Архитектура Барселоны
Содержание
Архитектура Барселоны
Столица гордой Каталонии — город исключительный! Он никого не оставляет равнодушным. Кто-то без ума от игры (и игроков) футбольного клуба «Барселона», кто-то ездит сюда в «гастрономические» туры, а для меня это город-«музей» выдающихся архитектурных творений.
Собираясь за границу подготовьтесь , а с переводом вам помогут в perevody-online.ru/bjuro-perevodov-Moskva
Видимо, я не одна такая. Беглый соцопрос, устроенный среди моих многочисленных знакомых перед поездкой в Барселону, только укрепил меня в уверенности, что в первую очередь нужно посетить шедевры, возведенные великим каталонским архитектором Антонио Гауди: Собор Святого Семейства, Каза Мила и парк Гуэля, а уж потом Рамблас, морской порт, Олимпийскую деревню. Итак, поехали!
Собор Святого Семейства
В ясный день, коих в Барселоне насчитывается около 270 в году, Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) виден из любой точки города. И дорогу к нему подскажет каждый житель Барселоны или даже его гость, если только он приехал не сегодня. А его историю знают и те, и другие.
Строительство Собора началось в 1882 году, и с переменным успехом он находится в этом состоянии уже более 120 лет. С 1891 года Собор возводится под руководством тогда еще никому не известного архитектора Антонио Гауди.
Существует легенда, что набожному председателю Общества святого Иакова, которое и было главным заказчиком постройки собора, сеньору Букабелье, приснился сон, что Собор Святого Семейства станет величайшим в мире, если его возведет блондин с голубыми глазами. Думаю, сеньору председателю в качестве архитектора пригрезился немец или финн, так как среди испанцев голубоглазые блондины-архитекторы — явление редкое.
Но счастливый случай свел Букабелье со светловолосым и голубоглазым Гауди. Правда, историки склоняются к более прозаичной версии. То ли сеньор председатель был изрядно прижимист, то ли само Общество святого Иакова не располагало огромными средствами, но, скорее всего, Гауди избрали архитектором проекта потому, что более известный архитектор был заказчикам не по карману.
И, привлекая молодого и скромного юношу (а Антонио тогда только исполнился 31 год, практически юнец по тем временам!). Общество надеялось изрядно сэкономить на услугах архитектора. Как же они ошибались! Уже в первый год работы смета была превышена в несколько раз. У Гауди не было завершенного проекта, по которому можно было бы просчитать стоимость и длительность работ.
[message type=»info»]Фасад Страстей Господних барселонцы окрестили «звездными войнами»[/message]
Как и все архитекторы, творящие в стиле арнуво (модерн), он черпал вдохновение в живой природе, но только этим не ограничивался. К каждому своему творению он относился, как к живому организму, — позволял своим зданиям расти и развиваться свободно и органично, как растениям. Так же «свободно и органично», сдабриваемые фанатизмом и талантом Гауди, росли как на дрожжах и расходы на строительство.
Его фантазия не знала границ, а упрямство не принимало никаких ограничений, и в первую очередь — финансовых. Правда, современники критиковали архитектора не только из-за расточительности. Немало иронии вызвал и его новаторский подход к техническим решениям. Например, вместо традиционных «основательных» колонн своды собора поддерживает лес «пальм», которые упираются в потолок «листьями».
Заключение инженеров того времени было однозначным: такие опоры не смогут удержать высоченное здание, и оно обязательно рухнет! И только гораздо позже было доказано, что каждая из 90-метровых колонн, поддерживающих свод (70 метров на поверхности и 20 метров ниже фундамента) может выдержать землетрясение 7 баллов и порывы шквального ветра скоростью до 200 км/час.
[message type=»info»]Высота собора Святого Семейства — 170 метров.[/message]
Гауди не довелось вкусить славы и увидеть завершенным величайшее из своих творений — он погиб в 1926 году. История смерти архитектора полна мистики: 7 июня 1926 года в Барселоне была открыта первая трамвайная линия и запущен первый трамвай. Это чудо техники, гремя и пугая прохожих, с неимоверной помпой прокатилось по улицам города.
Когда же схлынула первая волна ликования и энтузиазма, до горожан дошла и печальная весть о том, что под колесами трамвая в этот день погиб некий старик, которого потом опознали как Антонио Гауди. После его смерти возникло много споров о том, нужно ли достраивать Собор. Многие великие современники Гауди, в том числе и Пикассо, высказывались против.
Но время и судьба распорядились по-своему, и Собор достраивается всем преградам вопреки, причем строительство принципиально ведется на добровольные пожертвования, которые каждый посетитель может опустить в специальный ящик, а также на выручку от входных билетов. На первый взгляд, это звучит странно: сколько же можно собрать денег на билетах?
Но, поверьте мне, ни зимой, ни летом поток желающих увидеть Саграда Фамилия не иссякает, а чтобы иметь возможность подняться на лифте на смотровые площадки Собора, нужно отстоять двухчасовую очередь. Не удивительно, что каждый год сумма от продажи билетов достигает порядка 10 миллионов евро!
Уже сейчас с фасада сняты практически все леса, что позволяет увидеть целостную картину здания снаружи. К слову, еще десять лет назад практически все здание было «укутано» строительной сеткой, и тем, кто приезжал полюбоваться на Собор, приходилось только догадываться о том, что же под ней. Некоторые оптимисты считают, что возведение Собора завершат за 30 лет, пессимисты — за 50. Но даже при таких прогнозах это еще очень быстро. Для сравнения: Миланский Дуомо строили 550 лет, а Кельнский Домский собор — 630.
Знаменитые дома в Барселоне
Еще одно уникальное здание, мимо которого так просто не пройдешь ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова, — это Каса Мила (дом Мила). Оно находится на одной из основных центральных улиц города — Пассео де Грасиа, практически сразу же за так называемым Кварталом Разногласий. Моей первой ассоциацией с названием квартала была мысль о том, что, скорее всего, тут когда-то находились бюро и суды, где учинялись судебные тяжбы и бракоразводные процессы.
Но не тут то было! В городе, где практически все подчинено одному из величайших искусств — архитектуре, так назван квартал, в котором в весьма пестром соседстве мирно уживаются несколько зданий, построенных в разных вариациях стиля модерн: дом Льео Морера архитектора Доменек-и-Монтанера, дом Аматльо архитектора Пуч-и-Кадафальк и дом Бальо архитектора Антонио Гауди.
[message type=»info»]Дом Бальо прозван острыми на язычок барселонцами «Домом Костей».[/message]
Каждый из них уникален по-своему и достоин самого пристального внимания. Хитросплетения рисунков на их фасадах можно рассматривать часами. Впрочем, как раз минут 30-40 «свободного» времени на это у вас и будет, если вы загоритесь желанием пройти внутрь дома Бальо, где примерно столько нужно отстоять в очереди на вход.
Чуть вперед наискосок от Квартала Разногласий, в пределах 5-7-минутной пешей прогулки, находится и вышеупомянутая Каса Мила, или Ла Педрера (Каменоломня), как прозвали этот дом современники Гауди. Несмотря на столь нелестное название, это здание признано одним из величайших шедевров модернизма.
В нем уникально все — и фасад, и оформление печных труб на крыше (кто-то видит в них стражей-воинов, кто-то деревья, а особо «просветленные» — грибы). Кроме того, это был первый в истории дом с подземным гаражом (тогда, правда, для карет и повозок), а к тому же при обустройстве внутреннего пространства Гауди применил новый принцип, который гораздо позже назовут «свободной планировкой«.
Парк Гуэля (город-сад)
Если ты когда-нибудь задумывалась, почему одним из символов Барселоны является ящерица, выложенная осколками керамики, то в Парке Гуэля вы найдете ответ на свой вопрос! Именно эта рептилия, уютно расположившись в середине лестницы, ведущей в центральный амфитеатр парка, встречает всех входящих.
Именно на, около или под ней и фотографируются детишки и взрослые. Фотографии чаще получаются групповые, так как желающих запечатлиться действительно много, и бедная ящерица обычно бывает облеплена абсолютно не знакомыми друг с другом людьми со всех сторон — а кто говорил, что быть символом легко?
Поднявшись по центральной лестнице, можно побродить в «лесу» из колонн, которые поддерживают площадку амфитеатра, но лучше сразу же отправляться непосредственно туда — в амфитеатр или на центральную площадь парка.
Изначально Парк Гуэля задумывался как город-сад, отдельный жилой массив, где можно было бы и жить, и отдыхать, и приобщаться к культуре. Для этого в планах застройки предусматривались отдельно стоящие дома, огромная площадь парка и центральная площадь, выполненная в виде стилизованного греческого театра.
Проекту не суждено было воплотиться в жизнь в полной мере — из 68 планируемых домов было построено только 2, в одном из них поселился сам Гауди, и сейчас там находится его дом-музей. Зато сам парк с колоннадами, пещерами и буйной растительностью, а также амфитеатр с его уникальными кафельными скамейками сейчас являются не только центром паломничества туристов, но и излюбленным местом прогулок барселонцев, особенно пенсионеров и влюбленных парочек.
Поговаривают, что для того, чтобы сделать эти скамьи (на самом деле это одна длиннющая скамья, которая обвивает полукругом всю фронтальную часть амфитеатра) такими удобными, Гауди усаживал голую модель на еще не засохшую форму из глины, чтобы добиться максимально физиологичных и комфортных изгибов спинки и сиденья.
А еще благодаря тому, что Парк Гуэля находится на возвышении, отсюда открывается потрясающая панорама Барселоны и морской гавани.
Статуя Колумба; морской порт
В гавань Барселоны ведет много дорог, но лучше всего добраться туда по пешеходной улице Рамблас — она начинается с центральной площади Барселоны (пл. Каталонии) и заканчивается у морского порта.
Это, наверное, самая красочная, самая веселая и романтичная из всех европейских пешеходных улиц — здесь в выходной день ты встретишь половину населения Барселоны и еще несколько тысяч туристов со всех уголков мира, а кроме этого: уличных певцов, и музыкантов, шутов, «живые скульптуры», неимоверное количество лотков с сувенирами, цветочные палатки, знаменитый фонтан Каналетес и массу памятников архитектуры.
Дойдя до конца Рамблас, вы «наткнетесь» на статую Колумба. Он стоит на высоченном пьедестале лицом к порту и указывает пальцем куда-то в море. По идее, так как Христофор Колумб считается первооткрывателем Америки, то и указывать пальцем он должен был примерно в том же направлении, однако же его перст направлен в сторону Китая, поскольку иначе скульптура стояла бы спиной к гавани, что тоже, согласись, «не по фэн-шую».
[message type=»info»]Статуя Колумба, стоящая на 50-метровой колонне, — излюбленное место портовых чаек.[/message]
А так, следуя примерно в направлении, указанном великим мореплавателем, пеший прохожий вполне может прогуляться до Олимпийской деревни — еще одной гордости Барселоны.
Этот достаточно новый жилой и административный район с собственным портом был построен к Олимпийским играм, которые проходили в Барселоне в 1992 году. Этот комплекс до сих пор держит Барселону в списке городов, лучше всего подготовившихся в свое время к олимпиаде.
А еще Олимпийская деревня известна своими рыбными ресторанчиками, которые расположились один за другим на пирсе Олимпийского порта. Заходи в любой, не ошибешься — везде вкусно, а порции просто поражают воображение (это будет справедливо даже для хрестоматийного украинца с яблоками).
Кстати, самую вкусную паэлью (испанский вариант ризотто) я ела именно там. Только не повторяйте моей ошибки — порцию паэльи, которую рекомендуют заказывать на двоих, заказывайте смело на компанию из четверых. Тогда у вас еще будет шанс подняться с кресла и отправиться на осмотр других достопримечательностей, коих Барселоне еще великое множество!
Уважаемые читатели блога Pererojdenie.info, если вы отдыхали в Барселоне и лицезрели архитектуру, оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!
Комментарии 0