В чем нуждается ребенок



Содержание

В чем нуждается ребенок

В чем нуждается ребенокЧто подразумевается под «потребностями?» Это внутреннее переживание функционального или психологического ощущения нехватки чего-либо. Термин «потребность» сопоставим с понятием «нужда».

Специфика и набор потребностей определяется возрастом. Перечислим основные потребности:

  • 2 года: в активности, новых впечатлениях и освоении окружающего пространства, эмоционально-личностном общении с родителями;
  • 3 года: в самостоятельности, положительном внимании, уважении, доверии.
  • 4 года: в активности, самовыражении, общении, соучастии.
  • 5-7 лет: в обучении, наличии друзей, общении со сверстниками, способности высказывать собственное мнение.
  • 8-10 лет: в дружбе, принадлежности к группе, способности к анализу происходящих событий, коллективной деятельности.
  • 11-13 лет: в осознании себя как личности, уважении и доброжелательном отношении со стороны сверстников, проявлении интереса к противоположному полу, наличии примера для подражания, кумира.
  • 14-16 лет: в собственном заработке, заботе о своей внешности; становлении собственного мировоззрения и поиске ответа на такие вопросы, как: «Кто я и каково мое место среди прочих?»

Здесь мы не говорим, что та потребность, которая была актуальна на одном возрастном этапе, на следующей ступени бесследно исчезает. Она отходит на второй план и становится не столь отчетливо проявляющейся.

Взглянем более детально на детские потребности.



Младенец

Основа: внимание, нежность и любовь. На этом этапе малыш как никогда в жизни нуждается в любви и заботе родителей. Сейчас младенца нельзя избаловать чрезмерной лаской и нежностью, потому что это его ключевая потребность на данный момент.

Особенности отношения к нему домашних на данном этапе будут определять характер его отношения к миру. Если малыш чувствует любовь окружающих, он будет воспринимать мир доброжелательно, с доверием и без страха. В противном случае, у него возникнет базовое недоверие ко всему происходящему, он будет считать, что один против целого мира.

Карапуз 1-2 лет

Основа: поощрение, уважение и свобода. В этом возрасте впервые слышен голос детского эго. Постепенно начинает оформляться «я» ребенка, понемногу он начинает отделяться от родителей. С одной стороны, им движет любопытство и интерес, но страх и неуверенность заставляют его притормозить свою исследовательскую деятельность.

Задача родителей состоит в том, чтобы сделать пространство доступное ребенку безопасным (уберите подальше лекарства, колющие и режущие предметы).

Детки 2-5 лет

Основа: одобрение, похвала, исследование. На этот временной промежуток приходится тот самый кризис 3 лет «Я сам». Ребенок стремится испробовать свои силы и возможности на практике. Он верит, что способен справиться самостоятельно даже с тем, что ему еще объективно неподвластно. Он еще не созрел для этого, у него нет ни умений, ни знаний для выполнения операции подобного масштаба. Например, он может сказать, что займется приготовлением завтрака или ужина.

Не стоит воспринимать в штыки упорство малыша и пытаться его подавить. Сейчас он стремится доказать свою самостоятельность окружающим. Этот этап и специфика его проживания имеют колоссальное значение для его дальнейшей жизни.

На данном этапе ребенок начинает впервые воспринимать свою личность отдельно от взрослых. Он понимает, что не является непосредственным продолжение мамы или папы, он другой человек. Постепенно у малыша формируется самоуважение. У него складывается отношение к себе, безусловно, первоначально на основе оценок, получаемых извне.

Он еще не способен реалистично оценивать свои поступки и действия. Важно, чтобы родители давали ребенку объективную оценку (при необходимости даже немного завышенную). Это позволит создать у него положительное отношение к себе. Он будет расти уверенной в себе личностью. Кроме того, отпадет необходимость лишний раз доказывать окружающим, что он чего-то стоит.

Важно не переступить тонкую грань. Не нужно чрезмерно превозносить достоинства и способности ребенка. Его вместе со всем прочим нужно приучать к ответственности. Если он заявляет о своей самостоятельности, следовательно, должен доказать это на деле (в положительном значении этого слова). Обозначьте ему круг его пусть крошечных, но его обязанностей по дому. В противном случае, рискуете вырастить эгоиста, который излишне уверен в себе, а к другим относится потребительски.

Помимо всего прочего, у ребенка расширяется мировоззрение. Появляется представление о морально-этических нормах. Он учится давать себе и окружающим оценки.

Младший школьник

Основа: разборчивость, независимость суждения, проникновение в сущность. В этот период у ребенка актуализируется потребность в познании. В его понимании начать ходить в школу, означает стать взрослее. У большинства деток в этом возрасте игровая деятельность замещается учебной. Важной фигурой в жизни новоиспеченных учеников становится учитель. Он воспринимается как неоспоримый, непререкаемый авторитет.

Ребенок продолжает учиться выстраивать отношения в коллективе сверстников. Однако сейчас фокус его внимания смещен на процесс обучения, школу и ее атрибуты. Зато на следующем этапе именно взаимоотношения в классе начнут волновать ребенка больше.

В десять лет он начинает видеть мир не глазами взрослых, а своими собственными. Школьник вырабатывает собственные суждения, мнения, формирует установки. Он учится рассуждать и оценивать происходящее.

Раннее юношество или 12-15 лет

Основа: экспериментирование, самосознание, ответственность. Теперь школьника уже именуют все чаще подростком, нежели ребенком. Он пытается заглянуть вглубь себя, понять то, какой он человек. Появляется критическое отношение к своей внешности и недовольство ей. Возникает интерес, симпатия к противоположному полу.

Мозаичное восприятия себя и мира начинает упорядочиваться в систему, формируются ценностные ориентации и жизненные предпочтения, установки. Подростку становится важна дружба со сверстниками на фоне снижения интереса к процессу обучения.

Через общение с ровесниками подросток, прежде всего, глубже познает самого себя посредством обсуждения волнительных моментов и споров на разнообразные темы. К выбору друзей относится крайне избирательно.

Уважаемые читательницы блога Pererojdenie.info, а как вы считаете в чем больше всего нуждаются наши дети, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!



Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.