Детская психология



Содержание

Детская психологияВплоть до конца XVIII века детство не рассматривалось в качестве отдельного этапа в развитии личности. Оно воспринималось как период незрелости и недоразвития качеств, умений взрослого человека.

В современное время детство подразделяется на несколько возрастных этапов: младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый и начало юношеского возраста. Каждый из них характеризуется определенной спецификой развития, а также различными приобретениями.

Сравнительно недавно оформилась в самостоятельную отрасль детская психология, занимающаяся изучением закономерностей и особенностей психического развития. Она ставит перед собой две цели: понять самого ребенка (его мысли, чувства, мотивы) и раскрыть специфику его развития, применительно к каждому возрастному этапу.

Во всех психологических теориях по-разному интерпретируется и анализируется процесс детского развития. Не существует той, которая сможет дать всестороннее, исчерпывающее и подробное описание особенностей развития и формирования личности ребенка. Зато они помогают более многогранно и детально осветить специфику такого возрастного этапа, как детство.



Психоанализ

В начале прошлого столетия господствующим являлось психоаналитическое направление. Основная идея заключалась в том, что процесс развития личности детерминирован условиями внешней среды. Считалось, что то, каким станет человек, во многом зависит от его семьи и ее отношения к нему.

Созданная З. Фрейдом теория оказала колоссальнейшее влияние на умы его современников и психологию, как науку в целом. В своих работах он опирался на опыт лечения больных неврозами. Согласно, его точки зрения, детские установки, впечатления и переживания становятся ключом к пониманию многих проблем взрослого человека.

Одним из базовых в его теории стало понятие «либидо» — бессознательного сексуального влечения к противоположному полу. Это психическая энергия, которая может быть направлена на осуществление какой-либо деятельности. Итак, З. Фрейд выделял 5 этапов психосексуального развития малыша. Причем каждый из них связан с проявлением интереса у ребенка к той или иной части своего тела.

  1. оральный (0-2);
  2. анальный (2-3);
  3. затем наступает фаллическая стадия, длящаяся год (4-5);
  4. следующая латентная стадия – одна из самых длительных (6-12);
  5. генитальная стадия, начинающаяся с 12 лет и продолжающаяся до 18 лет.

Этапы психосоциального развития

Э. Эриксон, занимаясь изучением процессов развития человека, разделил его жизнь на 8 стадий, каждая из них характеризуется преобладанием у него чувств полярных по отношению друг к другу:

  1. Доверие, так называемое базисное доверие, возникает у новорожденного, поскольку его благополучие всецело зависит от семьи. Если взрослые хорошо о нем заботятся, то он начинает доверять миру, в противном случае у него формируется недоверие к окружающей действительности.
  2. Автономия. Постепенно ребенок осваивает хождение, а, следовательно, расширяются его собственные возможности. Это приводит к тому, что у него развивается потребность в самостоятельности и независимости. На другом полюсе малыш может испытывать сомнение и стыд.
  3. Инициативность. В дошкольном возрасте ребенок характеризуется настойчивостью, энергичностью, любознательностью, стремлением и тягой к исследованию, познанию. Это делает его целеустремленным и честолюбивым, иначе он начинает чувствовать свою вину перед родителями.
  4. Трудолюбие. В ходе обучения в школе малыш учится реализовывать намеченные цели и преодолевать неудачи. Если ему не удается справиться со своими затруднениями, то у него возникает чувство неполноценности.
  5. Идентификация. Главная задача подросткового возраста состоит в определении собственной идентичности, чтобы осознать то какой он есть и каким хочет быть, иначе человек страдает от непонимания себя.
  6. Близкие отношения. На первых порах вступления во взрослую жизнь человек стремится завязать близкие, доверительные отношения с противоположным полом. При этом он боится быть покинутым или слишком сильно привязаться к своему избраннику.
  7. Генеративность или чувство сохранения рода, которое начинают испытывать люди среднего возраста. Если данная задача не реализуется, то они сосредотачиваются на себе.
  8. Интеграция или чувство целостности, на другом полюсе означает отчаяние и сожаление. Личность начинает оценивать свою жизнь с высоты прожитых лет, пытается понять, насколько эффективно ей удалось справиться со своими целями.

Если человеку не удается решить на определенном этапе те или иные задачи своего развития он начинает страдать от внутренних противоречий. Создаются затруднения, мешающие реализации других задач и человек, словно, останавливается на одном месте.

Приблизительно в тоже время, что возник психоанализ, складывается другое психологическое направление, именуемое бихевиоризмом. Упрощенно основную идею можно выразить формулой: стимул – реакция. Создателем этого подхода является Дж. Уотсон, который полагал, что большинство разновидностей поведения можно рассматривать в качестве результата научения.

Итак, весь процесс развития малыша можно представить в виде научения, подражания и закрепления определенных реакций на внешние раздражители. Следовательно, в рамках данной теории ребенок быстро учится сосать бутылочку с молоком, потому что имеющееся в ней молоко служит подкреплением подобного поведения.

Когнитивная теория

Данная теория сосредоточена на рассмотрении особенностей развития и становления мышления, а также процесса приобретения и усвоения знаний. Итак, этапы умственного развития малыша наиболее полно сумел раскрыть и отразить в своих работах Ж. Пиаже. Можно выделить 4 стадии:

  1. чувственно-двигательная (сенсомоторная), данная стадия длится с рождения до двух лет. Ребенок воспринимает лишь образы, внешний вид предметов, непосредственно находящихся в поле его зрения. Он не предполагает, что они продолжают существовать даже тогда, когда он перестает их видеть. Также он не может предположить то, как будет меняться внешний вид объекта в зависимости от его удаленности, ракурса и степени освещения. У него нет представления о тех или иных понятиях, т. е. знания о социальной действительности не носят системного характера;
  2. дооперативная (2-7). Появляется более четкое и упорядоченное представление о внешнем мире;
  3. конкретное мышление, присущее младшим школьникам;
  4. стадия абстрактного или формально-логического мышления (11-12).

Рекомендации родителям:

  • не примеряйте на ребенка свои мечты, не стремитесь его руками сделать то, чего когда-то не смогли вы;
  • старайтесь не отыгрываться на ребенке за свои обиды и не вымещайте на нем свое плохое настроение;
  • не игнорируйте переживания малыша, серьезно относитесь к его детским проблемам и помогайте ему в их разрешении;
  • принимайте свою кроху такую, какая она есть.

Уважаемые читатели блога Pererojdenie.info, что вы думаете о детской психологии. Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!



Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.