Психология юноши



Содержание

Психология юноши

Психология юношиПроцесс перехода от подросткового периода к юношескому возрасту происходит в 14-17 лет. Юность именуется заключительным этапом детства и первым периодом взрослости.

Существует множество трактовок, возрастных периодизаций, разработанных различными авторами. Согласно одной из них, ранняя юность — этап от 15 до 17 лет, в то время как поздней юности соответствует временной промежуток от 18 до 21 года.

Социальная ситуация

Юноша все еще остается зависим от взрослых, в этом плане он еще ребенок.

Основными задачами на этом этапе становятся задачи самоопределения. Он пытается понять, кто он и кем ему предстоит стать. Ему хочется доказать свою уникальность и неповторимость.



Основное значение на данном возрастном этапе приобретает учебно-профессиональная деятельность, становящаяся ведущей. Юноша не просто продолжает учиться, перед ним остро встает необходимость выбора своего профессионального пути.

Особенности психического развития

Внимание у юноши становится произвольным. Он прекрасно овладевает приемами переключения внимания. Благодаря, волевому усилию он способен в течение длительного времени концентрироваться на чем-либо.

Память также произвольна. Возрастает объем осмысленного запоминания.

Мышление. Он хорошо умеет выделять из общего потока информации наиболее существенные положения. Может упорядочить, систематизировать, имеющиеся знания. Появляется четкое понимание общих и частных понятий.

Воображение подчинено сильному самоконтролю. Фантазия, некогда уводившая ребенка в мир грез, теперь подвергается критическому осмыслению. Хотя, в юношеском возрасте ребята склонны мечтать, обычно касательно будущего.

Словарный запас весьма богат. В некоторых случаях письменная речь находится на более высоком уровне, нежели устная.

Развитие личности юноши

Идет активное формирование образа «Я», самосознания, т. е. системы представлений относительно себя. Стремление лучше понять собственный внутренний мир приводит к углубленному самоанализу и саморефлексии.

Юноша стремится яростно отстаивать свое личное пространство и точку зрения. Он эмансипируется от взрослых. Приобретает активную жизненную позицию, ведь в юношеском возрасте он выступает в роли носителя собственных убеждений, определенных установок, точек зрения относительно происходящего.

В системе личности выкристаллизовываются устойчивые ценностные ориентации, оформляется собственное мировоззрение. Мировоззренческий поиск неразрывно связан с социальной ориентацией личности, осознанием своей причастности к социальной общности, определением собственного социального положения и нахождением средств достижения своих целей. Появляется сознательное «итоговое, обобщенное отношение к жизни» (термин С.Л. Рубинштейна), что позволяет серьезно подойти к поиску смысла собственной жизни.

Именно в юношеском возрасте происходит реалистичное осмысление фактора времени. Молодой человек формирует жизненные планы и пытается построить жизненную перспективу.

В процессе взросления, накопления опыта межличностного общения и взаимодействия с окружающими создается более адекватная оценка себя. Хотя часто он оценивает себя несколько оптимистично, завышая представление о собственных способностях и возможностях. Мнение учителей и родителей теряет свое былое влияние.

Юность связывается с повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем, способы выражения и проявления, бьющих через край эмоций могут быть самыми разными.

В период юношества прослеживается своеобразная философская интоксикация сознания. Юношу одолевают всяческие раздумья, сомнения, что нередко мешает ему четко следовать к достижению какой-либо цели. Он пробует себя в различных видах деятельности, приобретает опыт взаимодействия с разнообразными социальными группами, так он лучше познает себя.

Этот возраст ознаменован таким часто употребляемым понятием, как «юношеский максимализм», когда он все воспринимает только в черно-белых красках. Для него все, что укладывается в систему его убеждений, ценностей и идеалов – положительно, а то чему не находится в ней места становится отрицательным.

Общение

У юношей возрастает круг личностно-важных отношений. Они всегда имеют определенную эмоциональную окраску. В ходе межличностного общения происходит усвоение различных статусов и ролей, оттачиваются коммуникативные навыки. Именно общение позволяет почувствовать свою групповую принадлежность или ощутить потребность в уединении.

Дружба приобретает уже особое значение для юношей. Они становятся готовы к глубокому самораскрытию в общении с другим человеком, могут обнажить свои истинные переживания, и в свою очередь, способны наиболее полно познать внутренний мир своего друга, подруги.

Число настоящих друзей сокращается, в то время как количество приятелей и знакомых возрастает. Это свидетельствует о повышении избирательности в отношении выбора близких людей, тех, кому они готовы открыть себя. Ведь, в этом возрасте дружба выступает в виде своеобразной формы «психотерапии».

Нередко юноша чувствует себя непонятым и одиноким. Это может проистекать не из-за реальной изоляции, непризнания ровесниками. Он может просто не знать, как можно наиболее полно выразить свои чувства и эмоции.

В юношестве крайне актуальной становится тема любви и установления близких отношений с противоположным полом. Возникает потребность в доверительном и неформальном общении с взрослыми. Это дает возможность молодому человеку почерпнуть множество жизненных знаний и найти ответы, на интересующие его вопросы. Однако юноши склонны держать определенную дистанцию при таком взаимодействии.

Любовь

У юношей мечты о любви, прежде всего, связаны с потребностью в установлении эмоционального контакта, в понимании. Соотношение любви и дружбы достаточно сложно соотносится между собой в голове молодого человека. Ведь, любовь, безусловно, включает в себя дружбу, но предполагает невероятную степень близости и проникновения во внутренний мир партнера. Причем, первоначально, собственные переживания, эмоции более значимы, чем сам объект привязанности.

Любовь может захватывать юношей, словно, эпидемия. Стоит возникнуть в классе одной паре, как обнаруживаются и другие влюбленные. Причем, объектом восхищения может служить одна наиболее популярная девочка или мальчик в классе.

Некоторые юноши предпочитают отгородиться от любви за маской аскетизма, т. е. подчеркнуто враждебного и презрительного отношения к чувствам.

Другой формой защиты выступает «интеллектуализм». При этом личность склонна считать любовь бесполезной тратой времени и неинтересным, пустым занятием.

Итак, в качестве основных приобретений можно выделить:

  • мировоззрение, как систему нравственных убеждений и взглядов, в соответствие с которой человек поступает тем или иным образом;
  • совокупность социальных установок, позиций и ценностных ориентаций;
  • чувство взрослости;
  • личностное и профессиональное самоопределение;
  • в качестве доминирующих мотивов выступает мотив самосовершенствования;
  • формирование устойчивых представлений о себе и развитие самосознания.

После выхода из кризиса 17 лет юноша приобретает ценностно-смысловую саморегуляцию поведения.

Уважаемые читатели блога Pererojdenie.info, что вы думаете о психологии юноши. Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!



Комментарии 1

  • Efrain
    Автор: Efrain Добавлено 15 января, 2019 в 04:34

    Леся матвеева психолог Оксана Королович

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.